Смешивание антифризов при доливке в систему охлаждения.

Герметичная, исправная система охлаждения не теряет охлаждающую жидкость. Поэтому необходимость доливки может не возникать годами. За это время автовладелец совершенно забывает, какой тип антифриза он использовал. Автомобиль мог быть приобретен в автосалоне, просто сменить владельца. В идеальном случае, при сервисном обслуживании на расширительный бачок вешается бирка с указанием типа охлаждающей жидкости, показаниями спидометра и датой замены антифриза. Но такое встречается нечасто. Машина эксплуатируется годами с одной ОЖ до того момента, пока не произойдет падение уровня ниже допустимого.

Потеря жидкости может возникнуть из-за разгерметизации системы. Иногда достаточно подтянуть хомут и утечка ОЖ прекратится, но уровень антифриза уже понизился. Потеря части охлаждающей жидкости происходит при замене агрегатов, порыве патрубков. Для исправного функционирования системы охлаждения нужно произвести доливку или сменить ОЖ полностью.

Бесшабашный владелец машины покупает первый попавшийся антифриз, руководствуясь больше ценой, чем его типом, а ориентиром выбирается цвет жидкости. Ему может повезти настолько, что больше и не потребуется менять ОЖ, система охлаждения продолжит исправное функционирование. В расширительном бачке не проявится помутнение жидкости, не произойдет изменение цвета.

Но неверное смешивание может вызвать появление хлопьев от химической реакции двух несовместимых антифризов, помутнение жидкости, что говорит о негативном изменении технических свойств ОЖ.Потребуется промывка всей системы охлаждения. Поэтому вдумчивый водитель, прежде чем долить жидкость, постарается определить, вспомнить, что за марка ОЖ залита в систему, либо выберет универсальный антифриз.

Типы антифризов

Водителю совершенно незачем знать химический состав используемой в системе охлаждения жидкости. Хотя отдельные производители антифриза грешат подробным составом своего продукта на этикетке упаковки, вызывая излишние сомнения у покупателя. Но некоторые знания о разновидностях антифризов все же нужны. Они требуются совсем не для того, чтобы блеснуть эрудицией в кругу других автовладельцев, а для верного выбора при приобретении антифриза. Советы продавцов в автомагазине могут быть совершенно непрофессиональными или продиктованы меркантильными целями. СТО вправе вообще уклониться от помощи при выборе охлаждающей жидкости, если это не фирменный сервисный центр. Учитывая, что на кону исправность автомобиля, автовладелец должен сам принять решение или проконтролировать обоснованность предложенного выбора охлаждающей жидкости.

Единая международная классификация у антифризов, применяемых в системах охлаждения автомобилей, отсутствует. Действуют отраслевые, государственные стандарты, по которым трудно сориентироваться при выборе нужной жидкости. Удобной оказалась система разделения на групп0ы антифризов концерна Volkswagen. К самой старой группе относится антифриз с индексом G11. В инструкции по эксплуатации автомобиля Volkswagen Passat B2 именно такая марка предписана для применения в системе охлаждения, а для Passat B6 – G12. Всего Volkswagen выделяет пять типов антифризов – G11, G12, G12+, G12++, G13. Официальные поставщики охлаждающих жидкостей на конвейеры концерна пользуются именно таким обозначением. Другие европейские производители антифризов стали использовать эту систему знаков в качестве маркетингового приема и упрощения выбора ОЖ водителями. Такое обозначение может и отсутствовать на этикетке, тогда необходимо использовать для определения марки другую информацию производителя.

По своему составу антифризы делятся на этиленгликолевые – самая большая группа и пропиленгликолевые. Смешанные с водой в определенной пропорции, они обеспечивают температурные характеристики охлаждающей жидкости.

Этиленгликоль, являющийся основой для изготовления этиленгликолевых антифризов, ядовит, обладает наркотическим воздействием, способен нанести вред даже при попадании на кожу. Но низкая стоимость, теплоотводящие параметры, возможность получить требуемые температурные свойства простым изменением пропорции воды и концентрата сделали гликолиевые антифризы самыми востребованными в качестве охлаждающей жидкости в автомобилях и других системах, требующих отведения тепла.

По типу присадок этиленгликолевые антифризы делятся на:

• устаревшие традиционные силикатные антифризы с неорганическими антикоррозийными присадками. Имеют зеленую или синюю окраску. Срок службы составляет 2-3 года. К ним относится привычный для СНГ Тосол. Группа G11;
• карбоксилатные с присадками из органических соединений. Могут эксплуатироваться в системе до 5 лет. Группа G12, G12+. При переходе на карбоксилатный с устаревшего антифриза G11, обязательна тщательная промывка системы охлаждения;
• лобридные содержат в своем составе присадки из органических кислот для антикоррозийной защиты элементов системы охлаждения и одновременно кремниевые соединения, имеют красную, фиолетовую, сиреневую окраску. Свойства лобридного антифриза остаются неизменными в течение 10 лет. Группа G12++.

Пропиленгликолевые антифризы появились совсем недавно. Высокая цена мешает их широкому распространению, хотя они имеют ряд достоинств:

• срок их службы не менее пяти лет;
• создают прочную защитную пленку в системе;
• теплоемкость обеспечивает эффективный отвод тепла от двигателя;
• они малотоксичные, что упрощает не только работу с ними, но и утилизацию;
• совершенно неагрессивны к большинству металлов, пластмасс, резиновым материалам;
• допускается смешивание с большинством существующих антифризов.

В настоящее время пропиленгликолевыми антифризами заправляют систему охлаждения дорогих моделей на конвейерах автозаводов. Группа по квалификации Volkswagen – G13. По мере возрастающих экологических требований их применение будет расширяться.

Выбор антифриза для доливки по совместимости

Цвет антифриза, при выборе по признакам совместимости, не является определяющим. Но, смешав разные цвета, можно получить неприятный оттенок жидкости, что затруднит визуальный контроль состояния антифриза.

Не имея достоверной информации о типе антифриза, залитого в системе, следует выбирать для доливки более современные группы, начиная от G12+.

Самая несовместимая группа – G11. Что естественно, так как она единственная, имеющая только неорганические ингибиторы. Недопустимо смешивание G11 и G12. Так, антифриз Sintec Antifreeze Lux G12, используемый на заводе ВАЗ для первой заливки в машины серии LADA, несовместим с Тосолом (G11). Но можно применять G12+, G12++.

Антифриз может и не маркироваться по системе Volkswagen. Тогда следует выбрать лобридную (Lobrid) ОЖ.

Независимая экспертиза экспериментировала с антифризом группы G12++, смешивая его с другими типами вплоть до пропорции 50 на 50. При этом через продолжительное время не было обнаружено выпадение осадка, не выявлено ухудшение температурных и теплоотводящих свойств.

В инструкциях по эксплуатации многих типов автомобилей однозначно указано на запрет доливки системы охлаждения водой. Если в форс-мажорной ситуации пришлось развести антифриз водой, то его необходимо будет полностью заменить. Нарушение пропорции ведет не только к изменению точки замерзания, но и к бесконтрольному ухудшению других свойств.

Произведя доливку, необходимо постоянно контролировать состояние антифриза в бачке. Нельзя исключать приобретение фальсифицированного продукта.

В инструкции по применению, расположенной на этикетке даже самых универсальных антифризов, указана необходимость полной замены охлаждающей жидкости с предварительной промывкой системы охлаждения. Этим пунктом производители страхуются от претензий потребителей при частичной доливке. Решение эксплуатировать автомобиль со смешанным составом охлаждающей жидкости или полностью заменить на один определенный тип антифриза придется принимать самому автовладельцу.